Форум » » Ранняя классика. США. Начало тридцатых. » Ответить

Ранняя классика. США. Начало тридцатых.

Well: Коль не показали мне заветную кнопку и не удалили Велла аккаунт, решил: есть в ваших душах что-то ламповое. Сегодня ровно три года, как по вашей вине пали ЛД. Но жизнь продолжается, и каждому надо свое делать. Прошу рецензию на наивные с виду, но структурные по сути и привязанные ко многим "фонам" заметки. Пока только две. Оригинал тут: http://forum.oldradiobook.com/viewtopic.php?f=30&p=16890#p16890

Ответов - 2

Well: Не знаю как вам, а мне интересно наблюдать за развитием схемотехники довоенных суперов. Это были поистине золотое и вдохновенное время. Европа отряхиваясь после Первой Мировой, и даже Германия до 33 года "страдала" социальными проектами в области красивого, но морально устаревающего бытового радио. У поверженной Империи не было мотива рвать конструкторскую мысль для военных нужд, потому здесь спустя десятилетие, на полях сражений WWII использовались приемники прямого усиления. Неудивительно, что лидером по внедрению схемных и узловых решений в Европе был голландский Philips и традиционно связанная с США Великобритания. Но старый континент нас в данном ключе не интересует. Америка была в ином кризисе. Радио для США было той инновацией, которая помогала преодолевать депрессию. Здесь структурная формула существенно отличалась от Европейской. Некоторые фирмы, такие как Zenith и Plilco - удовлетворяли в основном спрос на гламурные консоли, внешний вид которых изнутри и снаружи поражает воображение коллекционеров. Некоторые, такие как National и RCA - шли по пути схемотехнического совершенства. Я условно отметил эти две фирмы. В широком плане творческий поиск и коммерческая состязательность эти грани во многом перекрещивает и дополняет. Ведь в США, помимо бытового и армейского сегментов радио, существовал мощный радиолюбительский рынок. В котором ковались основы и апробировались самые смелые решения, ставшие классическими. О них, надеюсь, мы поговорим и напишем. Как автомобили разных периодов тридцатых, так и радио - имеет свойственные времени черты. Супергетеродин не мог быть нефункциональным или невыразительным. А потому до преобразователя взята лучшая их входных досуперовых схем с двумя настроенными контурами. Это было не во всех средних любительских и бытовых суперах. Но ввиду последовавшей традиции иметь именно два каскада там где надо -сочтем именно такое решение наиболее классическим. Преобразователь. Отсутствие в самом начале тридцатых преобразовательных ламп как класса и вида, научили и доказали: смеситель и гетеродин лучше выполнять на отдельных лампах. В соседней темы мы затронули неоднозначность использования пентагридов . Откуда многовариантность исполнения аппаратов в рамках даже одной фирмы - RCA. Техника тех лет росла стремительнее, чем сегодня Интернет. Иные решения влияли на аппараты буквально в течение месяцев, по ходу апробирования новых комплектующих. Прообраз нашего СВД, RCA -140, выпущенный в 1933 году, уже в 1934-м безнадежно устаревает. Но... В радиолюбительской и армейской технике - никаких пентагридов. Только строгая классика. УПЧ. Здесь та же картина: на всех первых опытных аппаратах, включая знаковые разработки фирмы RME - сразу два усилителя промежуточной частоты. Казалось бы, даже для первых знаковых по схемотехнике суперов и эфира тридцатых - это чересчур. Но на практике получился такой вот Гамбургский счет. Америка била депрессию наотмашь, и наверняка. Потому совершенно логично, что последующие шаги в бытовиках среднего класса привели к отказу одного УПЧ и... добавке его в военные аппараты. И это было еще одно решение "на перспективу". Которое лишь в годы войны повторит Германия, и будет долгие годы использовать остальной мир. В общем, по числу ламп получается такая вот таблица, или как это назвать: Средняя бытовая линейка: 2х1х1, или 1х2х1. По четыре лампы. Высокая бытовая линейка: 2х2х2, или 1х2х2. Пять или шесть ламп. Чистая классика начала тридцатых: 2х2х2. Не меньше шести ламп. Усовершенствованная классика конца тридцатых: 2х2х3. Семь ламп до детектора. К сожалению, в русскоязычной прессе об этом периоде развития суперов ничего почти нет. Кроме статьи А. Москаленко (UA2AO) "Радиоприемники компании National", где приведена характеристика той эпохи в контексте аппаратов HRO. Нас же интересует не только радиолюбительская и военная техника. Нам интересна и бытовая. Где разброс куда шире: от двухлампового примитива - до превосходящих армейские некоторые модели Zenith, RCA и Philco. В этом плане мы имеем много замечательных моментов, а на постсоветском пространстве - прямого свидетеля того периода: СВД. Предлагаю прочесть статью Анатолия Москаленко: "Радиоприемники компании National", http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/images/RD-98-3.pdf и другие статьи автора: http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/WWII-3.shtml

Well: Некоторые высказались по вышеизложенным соображениям. Типа а что тут такого? Некоторые присвоили мне звание Шапкин-2... Хорошо, что с вопросительным знаком. Не отрицаю: нового в истории радио ничего не сказал. Но была попытка показать маленькую системку, попытка обозначить веху. Или вешку. Которую многие не замечают, а некоторым она никогда не понадобится. Как, впрочем, некоторым не важно отличие октального приемника от пальчикового. Тоже как бы вешка, да? Середина тридцатых первородную классику разбила на два подраздела. Или класса. Которые вы хорошо знаете. Если в приемниках прямого усиления два контура на входе прямым образом влияли на основные параметры избирательности, а потому их сначала и ставили только два, - то супергетеродин своей природой сделал революцию в селективности по соседнему каналу. Даже на самых неважных по параметрам пентагридах. Относительно чувствительности - то же самое. Непременный везде и настроенный контур на входе смесителя практически выполняет ту же миссию, что и контур второго каскада УВЧ. При этом полезный сигнал на входе с одним хорошо настроенным УВЧ читается от 15 микровольт, или около 6 баллов по шкале ИАРУ. Что при минимальном уровне читаемого сигнала в 4-5 баллов - вполне неплохо. Еще заметьте: в те годы придавалось очень большое значение качества АРУ для бытовых аппаратов. Говоря о настроенных контурах на входе и числе каскадов усиления, стоит отметить такой показатель как снижение уровня проникновения гетеродинного сигнала на вход приемника (зекрального канала). Но, по классике один лишь дополнительный настроенный контур подавляет зеркалку на 12-15 децибел. И этот параметр сильно зависит от частоты. Здесь же физика неумолима: на средних волнах, где в США всегда было много станций, зеркалка имеет почти максимальное подавление. На коротких, и это мало кто замечает - играют свою роль полосы вещательных диапазонов. Где зеркалка практически во всех случаях оказывается "за бортом". Вот почему практически на всех бытовых приемниках от мала до велика первый УВЧ оказался лишним. В военных аппаратах, такое невозможно, а подчас и недопустимо. Но о них потом. Та же самая участь, и по схожим причинам постигла второй УПЧ. С той лишь разницей, что по мере роста радиовещания требования к подавлению соседнего канала (рядом расположенных станций) возрастало. С одним УПЧ в США мирились вплоть до конца тридцатых, затем оставили его в самых простых приемниках. Ту же картину мы наблюдаем и на примере СССР, правда в иных пропорциях. Где от устаревшей схемотехники СВД отказались только в 1941 году. Благодаря чему мы видим не только шасси 9н-4 в редком СВГ-9 Олега из Арзамаса, но и единственный из известных, довоенный СВД-10 с двумя каскадами УПЧ. На тех же воронежских деталях. Этот аппарат принадлежит нашему коллеге Владимиру из Пскова.



полная версия страницы