Форум » » В.И.Шпакин. Вопросы реставрации. Часть 3 » Ответить

В.И.Шпакин. Вопросы реставрации. Часть 3

schlosser: Современная новодельная реставрационная деятельность Сегодня худо-бедно такие реставрационные работы по цельным вещам выполняются. И иногда частично показываются на интернет-сайтах. Больше в плане эгоистическом, чем в технологическом. Но особый реставрационный интерес вызывают не цельные работы, а появившаяся ниша комплектующих по репликам и новоделам. Точнее сказать, по новоделам, поскольку в качественном отношении реплик практически нет. Самая обширная и наиболее часто предлагаемая тема, это реставрация покрытий корпусов и внешняя реставрация (шкалы, ручки, эмблемы, задние стенки). Пока нет предложений по другим комплектующим, но благодаря MVK (он тут пионер) появилась интереснейшая для всех тема – это изготовление отдельных комплектующих и даже цельных вещей в качестве реплик прошлого (довоенного) периода, когда не осталось подлинников, или изготавливаются по историческим и техническим мотивам ряд новодельных устройств, которые по своей структуре идентичны техническим устройствам того времени (не грубые и пошлые китайские и пр. поделки под старину совершенно коммерческого рыночного характера). По корпусам бытовых РПУ. Это наиболее частая тематика работ по комплектующим. Корпус – это внешнее представление устройства, зачастую именно его внешнее состояние определяет коммерческую стоимость устройства. Технологии восстановления покрытий, включая полную замену шпона, широко известны и применимы в домашних бытовых условиях. Конечно, с известными оговорками. Известны коммерческие предложения (Валерий Манюк, Минск; Алексей MVK из Вильнюса и др.). Эти работы выполняются на достаточно хорошем профессиональном уровне, и во многих случаях оставляют удовлетворение у высоких профессионалов. Здесь я бы особо отметил Алексея MVK, который проводит экспериментальную работу по нанесению шпона из экзотических пород дерева и пользуется для этого старыми рецептурами шеллачных лаков и старыми технологиями их нанесения. Корпуса, исполненные им, отличаются необыкновенно красивой светотеневой и цветовой игрой света и оттенков. Это бесспорно, авторские штучные работы. И на его работах очевидно, что это новодельная классика. Нет никакого тайного умысла, всё добавленное видно и так. Тем более, при работе, например с корпусом бытового РПУ «Фестиваль» воспроизводятся технологии лакового покрытия первых серийных образцов, до того, как стали применяться толстослойные полиэфирные покрытия. Тоже он делает и с корпусами РПУ «Мир». Великолепный пример сочетания нового со старым! И это привлекает к нам сторонних лиц. Скажем прямо, со средствами. Последние могут быть использованы для продолжения реставрационных работ. А Алексею я порекомендую на своих изделиях прикреплять красивейшую авторскую табличку с монограммой, выполненную лазерным способом. Можно из латуни, но лучше из золота! Шпон из экзотического американского ореха, эбенового дерева или палисандра, поверь мне, этого заслуживает. Шкалы. В технологическом плане этот вопрос для индивидуалов разрешён. Из всех использовавшихся в изготовлении шкал технологий – типографская печать на бумаге, гравировка на пластиках, металле и стекле, фотоспособ, трафаретная печать, шелкография нет таких, которые не могли бы быть сегодня воспроизведены, причём многие в домашних условиях, а лазерная гравировка на заказ дёшева и доступна. Конечно, здесь надо исключить ручное художественно-рисовальное исполнение шкал, как это в начале пионерского шкального реставрационного процесса три года назад исполнил Павел Владимиров, жестоко эксплуатируя художественные способности своей собственной супруги. (Жизнь, видимо, и прошлый партийно-политический опыт заставили). Зато он первый в шкальном бизнесе! Шкалы, конечно, изначально рисовали и чертили вручную, но только как конструкторский образец для серийного воспроизводства. Сейчас есть принтеры, компьютеры, лазеры и пр. А технологии шелкографии примитивны и используется в маечном подпольном производстве СССР с 70-х годов прошлого века. В общем, эта позиция реально закрыта, и здесь вопрос в том, насколько рентабельно это производство в единичных масштабах, о чём мы скажем ниже. Ручки. Здесь вопрос пока остаётся в экспериментальной стадии. Классическая технология, это прессовка пресс-порошка (бакелит, карболит) под прессовым давлением в 100 -120 нт и температуре отверждения 120-180 градусов, в зависимости от типа используемой фенолформальдегидной смолы. Эту технологию в кустарных условиях воспроизвести нельзя. Можно только выполнить литьевые импровизации по образцу с использованием технологий выплавляемых моделей или литьевых форм из самотвердеющих смол (с использованием отвердителей типа контакта Петрова в эпоксидных смолах и пр.). Такие технологии отработаны досконально в зубопротезном производстве, например, и широко используются в единичных производствах, где каждый зубной протез индивидуален. Конечно, эти новоделы являются суррогатами. Тем более, что в предлагающихся на узком интернет рынке они неполны – в них нет установочных металлических трубок и крепящих винтов. Но, в качестве экспозиционного представления они достаточны. Уже есть ассортимент! Изготовитель этих ручек был в НМР на прошлом Дне Радио и демонстрировал свои работы. Очень, кстати, неплохие. Но его имя я, к великому собственному сожалению, запамятовал, но вы его знаете по предложениям и так. И я его рекомендую. За бизнес-смелость! Задние стенки. Здесь положение начинает выправляться. Уже готовы опытные образцы для таких, сложных технологически задних стенок, как РПУ «Звезда-54» (работа MVK). Они выполнены на достаточном уровне и являются хорошими новоделами. Реплик пока нет, это достаточно сложно сделать, да и не требуется. Это не ведущая декоративная часть. Изготовление более простых, например РПУ «Москвич» вообще не вызывает никаких проблем. В НМР печатается на упаковочной (подлинной) бумаге текст с использованием принтера, затем он наклеивается на картонную подоснову и элементарно вручную выбиваются отверстия. Это практически настоящие реплики, и отличить их от подлинных очень сложно. Визуально нельзя. Заподозрить можно, они слишком «новые». Понятно, что с целью старения их специально пачкать грязными руками и мыть в лужах не надо. Это нам кажется излишним реставрационным извращением. Ткани. До настоящего времени нерешённая проблема. Замена или подбор по рисунку аналогичной в огромном большинстве случаев невозможен. Она определяется мгновенно как «фальш-замена». В принципиальном технологическом смысле процесс изготовления любой радиоткани в домашних условиях и на примитивном ткацком станке выполним. Так, например, вручную изготавливает любые радиоткани по образцу одна прекрасная романтическая дама в Германии. Но она там единственная, кто осмелился делать эту позицию с бизнес точки зрения. Другие не решились. И это при тысячах германских коллекционеров! Половину европейских коллекторов сюда включите тоже. У нас среди единиц этот процесс необычайно нерентабелен и дорог. Сегодняшний антикварный радиорынок в России никогда не будет платить за радиоткань двойную, тройную и даже десятикратную стоимость реставрируемого аппарата. Если найдётся такой рискованный бизнесмен, то мы порекомендуем ему начать с довоенных тканей. Их там два-три образца. СВД, СИ-235, 6Н1. Все эти ткани импортировались из США по лицензионным договорам. И послевоенного Рекорда. Она трофейная германского производства. Для проверки спроса. Что касается технических тканей, например, для покрытия граммофонных дисков приборным сукном, что было тяжёлой реставрационной позицией, то здесь отметим предложение Валерия Манюка из Белоруссии, Минск. Я был поражён, когда из его сообщения узнал, что подобное сукно (подлинное!) продолжает изготавливаться в Белоруссии! Вот Вам хорошее советское продолжение, и я настоятельно рекомендую по этому вопросу иметь дело с Валерием, а не заниматься с ним грубыми реставрационными перепалками иными «сотоварищами». Эмблемы. Наиболее продвинутый (после реставрации корпусов) рынок новоделов. Здесь несколько активных дилеров, и несколько новодельных технологий. Главным промышленным технологическим процессом при производстве вообще, и эмблем в частности были штамповка и пластмассовое литьё в прессформы на пластавтоматах типа «куаси». Сегодня широко используется новодельная лазерная технология, причём на стороне по понятным причинам – домашних (дешёвых) лазерных установок для таких работ нет. У лазерной технологии есть недостаток в том, что она (пока) не может выполнять гравирование под углом, как, например, выполнены кромки пластиковой эмблемы «ВЭФ». Но здесь имеются на рынке и литьевые предложения кустарного характера и, что самое интересное, литьё из бронзы! (polar, Украина). Очень хороши для экспозиционных украшательских целей, бронза внушительно и дорога. Сам по себе такой литьевой процесс широко известен и он применяется ювелирами и, особенно, галантерейщиками. В целом эмблемную позицию на сегодня можно считать закрытой. Шильдики. Характерны для изделий двадцатых и первой половины 30-х годов. Технология электролитического травления по фотомодели. Выполнима в кустарных условиях. Процесс в настоящее время упрощён применением фоторезиста - специальных плёнок для травления печатных плат. Эти технологии известна ряду радиолюбителей – самодельщиков с появлением печатных плат. Здесь перечислены наиболее простые технологически выполнимые операции изготовления новоделов, могущие иметь место в кустарных условиях. Понятно, что для воспроизведения реплик необходимо общепромышленное оборудование и технологии массовых производств, которые можно осуществить исключительно на стороне. Например, штамповочные изделия сложных форм и прессование пресспорошков (карболит). В принципиальном смысле ныне существуют все технологии производственного радиопрошлого, но их исполнение в единичном выходе готовых изделий (а при реставрации они требуются в единичных количествах) экономически абсолютно нерентабельно. Например, классическая технология изготовления ручки от «СВД» или «6Н1» (здесь концептуально по цене различий нет). Изготовление прессформы от 50 до 100 тыс. руб. Сам по себе процесс прессования, сырьё и материалы в общей стоимости единичных изделий не играют существенного значения. Какова потребность реставрационного рынка? От силы 100 изделий. На выходе такая ручка будет стоить не менее двух тысяч рублей ($70 US). При тираже 5 000 экз. не более 50 руб. Кто позволит себе пойти на такое производство и на такой коммерческий риск? Правильно, никто! Отсюда чрезвычайно широкое использование в кустарной реставрационной практике радиоустройств-доноров и оставшихся подлинных комплектующих. Но по довоенной радиотехнике эта реставрационная позиция закрыта. По причине отсутствия таковых. Доноров здесь элементарно нет. Они не сохранились, а сохранившиеся фрагменты уже стали коллекционным достоянием. Что делать? Ждать и сохранять то, что имеется! Естественно, провести реставрационные работы до уровня «завершённая реставрация» в таких условиях практически невозможно даже профессионалам. В лучшем случае это будет «глубокая реставрация», и чаще «неполная». А в радиолюбительской практике все так называемые реставрации цельных устройств есть ремонт в той или иной степени завершения. Даже в случае устранения темпоральных артефактов при идеально сохранившихся экспонатах (в состоянии «0» и «1» ) по классификации НМР. Таких ныне практически не осталось, а молоточные и антик предложения в большинстве случаев имеют состояния «3» и «4», то есть в половине предложений радиоколлекционный донорский сегмент, а в другой половине просто радиотехнический мусор. Или по любовно-трепетному любительскому термину «помойка». Здесь я считаю нужным отметить русскоязычные сайты, которые вопросам реставрации и рынку новоделов уделяют очень хорошее внимание. И не только внимание, но и стимулируют обсуждения по этой, чрезвычайно актуальной тематике. Это в первую очередь сайты Валерия Миргородского (antradio.ru) Украина и сайт С.Кашехлебова и Co (o.d.l.r.ru) Россия. Успехов Вам, коллекционные ребята! Детальное рассмотрение тонкостей того или иного технологического процесса в данное сообщение не входило. НМР может рассмотреть эти вопросы в отдельном сообщении, если указанная тема при обсуждениях на радиосайтах вызовет ответный взаимный интерес. Что касается моего личного обещания раскрыть Вам великую тайну технологического процесса окраски бытового РПУ «Звезда-54», то я вам её назову, несмотря на шибко грамотных звёздознатцев и звездочётов типа Васи Рыбина и Валерочки из Минска, которые бились над её разрешением в течение нескольких лет и до принципиального понимания так и не дошли. Естественно, по причине своего тотального технологического неведения. Собственного, подчёркиваю. Итак, технология окраски РПУ «Звезда-54». Это трафаретная печать с использованием процесса «декалькомания». Он широко используется в серийных производствах, где тиражируются различные изображения. Например, в производстве фарфора и фаянса. Эти трафаретные приёмы были исключительно модны в послевоенное время, до середины 50-х годов даже во внутренней отделке квартир при ремонтах. В «Звезде-54» процесс шёл так (прости, Михал Сергеич, за использование неграмотного лингвистически выражения). Сначала выштамповывались отдельные металлические фрагменты корпуса, затем они соединялись точечной сваркой. Далее шла механическая и химическая очистка с галтовкой. Затем шпатлёвка. Следующий этап нанесение грунта (по цвету чаще красный, зелёный, коричневый, синий) в порядке убывания. Затем на корпус быстро налеплялась (конвейерными девочками) трафаретная бумага с типографски отпечатанным рисунком той самой сетки, которую вы безуспешно искали в магазинах и потом с той или иной долей ручного труда приставляли к реставрируемому корпусу). При этом техпроцессе бумага с нанесённым клеющим веществом имела адгезию к поверхности. Следующий этап – окунание в ванну, где в специальном растворе бумага отставала и оседала (на дно, или фильтровалась), а напечатанный рисунок при этом оставался на корпусе. Затем изделие доставалось, промывалось, высушивалось и поступало на линию покрытия прозрачным лаком. И все дела! При этом, вовсе не факт, что линия по окраске имела место быть на ЗИШ или ХРЗ, где производилась окончательная сборка РПУ. Зеркальные шкалы Звезды, например, изготавливались в одном месте, а именно, на Московском зеркально-фурнитурном комбинате. В любом случае на ХРЗ поступали комплектующие из Москвы, я имею в виду шкалы и готовые к сборке корпуса. Кстати, такая трафаретная печать с декалькоманией применялась и в других бытовых РПУ того времени, но не с сеткой, а с фальш отделкой под дерево. Что, была лень посмотреть в лупу на отделочный слой «Звезды-54»? И сделать соответствующие аналитические выводы. Нет, эта вопиющая любительская невежественность, которая допустима у любителей, но абсолютно запрещена профессионалами! А с Васей Рыбиным я ещё разберусь. Особенно по его валеночным и архивным упрёкам В.И.Шапкину. Мало тебе, внучок, не покажется. Я бы тебя зарыл в невежественный котлован давно, но мне тебя, юного радиолюбителя, жаль, поскольку ты практически единственный, который закрывает нишу околорадио тематики, а именно – значки, марки, фото, письма и т.д. И это спасает тебя. У нас в НМР по этой проблеме кое-что имеется, и в этом плане для сотрудничества мы готовы. А тебе, внучок Вася, скажу - о том, что «Звезда-54» является частичным аналогом француза «Эксельсиор-52», я узнал в 1975 году при листании французского радиолюбительского журнала в библиотеке им.В.И.Ленина, куда был вход только труженикам науки. (Ныне она открыта для всех козлов, которые нанесли уже колоссальный вред и порчу библиотечных фондов национальной и мировой значимости). Политика, блядь её за ногу! За одно это библиотечное разрешение надо Бориса из монастырского кладбища выкопать и развеять по ветру в диком лесу! И здесь он тоже неправ! А тебя, Вася, тогда и в проекте не было! Или уже попискивал? И о валенках. Пока ты, внучок Вася, одевал детские валеночки и гулял со своим папенькой, который мне в детки годится, я в конце 80-х годов в СССР изучал валеночно-валяльное производство на фирменной фабрике в конце Варшавского шоссе в Москве (у автоцентра) с целью найти подходящие волокнисто-войлочные материалы для полировки при реставрационных работах. И твоё предположение о том, что В.И.Шапкин не ведал о валенке во французском прототипе, здесь ты глубоко и невежественно неправ. У француза валяльного валенка не было. Там стоял тканый фетр, а это, внучок, большая разница! Ты же не будешь пялить валенок на голову! Короче, и эту звёздную тему закрываем. Для общего блага. А для интернет-критиков мой совет. Прежде чем чего-либо изрекать, подумайте и помыслите. Хорошенько. Не ясно? А что, Владимир Ильич кому-то отказывал в посильной для него консультации? Всегда бесплатно, а ныне часть за деньги. Почему? Потому что есть вопросы классического коммерческого (рыночного) характера. А за это ныне надо платить. Социализм не я, а вы все скопом отвергли 20 лет тому назад. В Белоруссии. Но халявные коммунистические привычки, как это не удивительно, остались! И, что поразительно, больше всех в Белоруссии! Что касается культуры интернета в целом, то, на мой взгляд, она существенно выросла. Более того, обсуждаемая тематика очень часто перехлёстывает любительский уровень и переходит на профессиональный. Это хорошо? Нет, это прекрасно! Издержки, конечно, остались. Ну так интернет ещё молод, и находится в быдло состоянии ягнячьего стада. Невежественность выявляется даже в матерных выражениях. Многие применяют нечто, о чём не имеют представления. Например, дискуссия о различии мужского копулятивного органа у человека и моржа. Не знают, а ругаются! Органом грозятся! Нехорошо-с! И пожелание упомянутым мною пионерам по реставрации и новоделам. Из России, Украины, Белоруссии, Литвы. Ребята, вперёд! Вам позже будут поставлены памятники, как стоящим в начале святого радио реставрационного дела. Как мы уже поставили таковой Владимиру Дмитриевичу Аверкину. Великому пионеру радиореставрации. Как Валерию Брусникину, пионеру отечественного интернет-радио. В.И.Шапкину громоздить ничего памятного не надо. Он уже сам себе его выстроил, и нерукотворный! Но вы и сейчас уже стоите в нашей радиоистории. Усовершенствуйтесь. Изучайте технологии. Как можно больше делайте, предлагайте и продавайте. Прислушивайтесь к критике, но кладите хрен моржовый на отъявленных интернетных критиканов-невежд, зачастую имеющими свой корыстный интерес. И если кого то из вас обвинят в использовании бранных и ругательских слов и выражений, можете ссылаться на то, что вы прошли школу Владимира Ильича. Прошлого и нынешнего! Сейчас это дело с бизнес точки зрения абсолютно убыточно и, если коммерчески посчитать ваши личные затраты времени на тот же Фестиваль, который ушёл на рынке за $1000 от имени МРК, то он по реальным временным затратам стоит как минимум в три раза дороже! Это ответ тем, кто считает реставрационную деятельность корыстно-прибыльной. Нет, и ещё раз нет. Но дело начато. Процесс пошёл, вот что главное! И у нас он имеет куда лучшую перспективу, чем процесс Михал Сергеича! На сим заканчиваю. А то шо то усяких букав многа! Но я старался, шо ба покороче, но посодержательнее. Как для двоечников. Но не для тех, кто в первом классе получал одни колы! Для энтих я не работаю. С наилучшими пожеланиями! Всего вам самого хорошего, дорогие радиоколлеги

Ответов - 2

inn: А чего вдруг Шапкин стал Шпакиным? Фамилиё поменял?

Бенни Хилл: Это небольшая опечатка… А. Горский, вы обращаете внимание на помятые рюшечки, а не на суть



полная версия страницы