Форум » » В.И.Шапкин. Вопросы реставрации. Часть 1 » Ответить

В.И.Шапкин. Вопросы реставрации. Часть 1

schlosser: Идёт время. Радиотехнике уже исполнилось 120 лет. Великий изобретатель Никола Тесла 25 апреля 1891 года подал патентную заявку и получил патент №454622 USA на изобретённое им устройство для генерирования электромагнитных колебаний – первое в мире классическое радиотехническое устройство - радиопередатчик. Радио, как коммуникативной системы ещё не было. В том же году появился первый в мире когерерный приёмник электромагнитных колебаний Эдуарда Бранли. Радиоприёмники появятся позже, а комплексная завершённая техническая система Радио создана только через 5 лет, 2 июня 1896 года (патент №12039 UK) благодаря другому великому изобретателю Гульельмо Маркони. И наша страна Россия участвовала в этом, длительном исторически процессе, вкладом отечественного экспериментатора и изобретателя Александра Попова и учёного физика Владимира Скобельцына. Общие положения На нас, профессионалах и любителях Старого Радио, лежит огромная и исключительная по своей исторической значимости задача – сохранение материальной части истории Старого Радио. Мы, и только мы несли и несём это нашу тяжкую, но святую ношу в сохранении сегмента общечеловеческой культуры, её уникального фрагмента - коммуникативной культуры. Которая с появлением интернет сетей стала фундаментальным фактором человеческого общения и бытия. Взяв в руки конкретное радиотехническое устройство, являющимся материальной частью коммуникативной культуры, мы обязаны оценивать его комплексно. Первое, это его тип и функциональная принадлежность. Второе. Что в нём является первичным, имеющим место быть в момент его передачи для эвентуального использования (научного, экспериментального, профессионального, бытового и пр.) и что является вторичным, появившимся в процессе его технической общественной жизни за его частные и многия исторические лета? Прикасаясь к этому предмету ветошью для стирания пыли, мы уже совершаем некое действо по устранению налёта времени. Это и есть начало процесса, именуемого как РЕСТАВРАЦИЯ в самом широком и самом конкретном определяющем смысле. Стирая пыль, мы убираем след времени. Определимся с терминологией. Итак, реставрация в основе имеет корень латинского словообразования rest, что означает возвращение к прошлому. Слово restauratio переводится как восстановление. Отсюда, наши терминологические установки (НМР) Реставрация – восстановление чего-либо в первоначальном виде. Ремонт – (фр. remonte) приведение чего- либо в действующее функционально состояние. Неважно, для экспозиции, либо в пользовательских целях. Ремонт является только частью реставрационных работ и чаще функционального характера, но не реставрацией. В радиолюбительской практике Старого Радио ремонт подменяется более индифферентным термином «восстановление». Такой терминологической основы достаточно для того, что бы избежать спекулятивных измышлений, часто коммерческого и эгоистического характеров, о «реставрации» и о «реставраторах», таковыми в действительности не являющимися. Это элементарные ремонтники или, более мягко и элегантно «восстановители». Реплика – часть или цельное техническое устройство, изготовленное после даты производства соответствующего технического устройства, но повторяющая абсолютно все технологические и технические детали технического предмета соответствующего временного периода. Реплика неотличима визуально от подлинника, и в ряде случаев её можно выявить только на основании сложных специальных исследований. Новодел – часть или цельное техническое устройство, изготовленное после даты производства соответствующего технического предмета. Новодел имеет те или иные технические и технологические отличия от подлинника, определяемые визуально, или при помощи несложных методик. Завершённая реставрация – приведение технического устройства в первичное состояние функционально и технически и позволяющее выявить следы реставрационных работ только при специальных исследованиях (анализ лаков и красителей, гальванических покрытий, конструктивных элементов и пр.). Визуально процесс завершённой реставрации не определяется. В техническом предмете нет замен комплектующих. Допускается замена комплектующих на подлинные из того временного периода. Глубокая реставрация – тоже, что завершённая реставрация, но с заменой одного или нескольких комплектующих на реплики. Неполная реставрация – тоже, но с включением в технический предмет комплектующих новоделов. Восстановительные вмешательства – особая группа работ, проведение которых не является реставрацией, а восстановительными операциями, которые обусловлены временными заводскими отклонениями от заданного производственного технологического процесса по комплектующим и технологиям, либо заводским технологическим браком. Поясним на примерах. Мы убираем старое нитролаковое покрытие с корпуса РПУ и заменяем его на полиэфирное. Что мы сделали? Неполную реставрацию корпуса. Почему? Мы включили в предмет новодел – полиэфирное покрытие. Второе. Мы окрасили корпус РПУ «Звезда-54» теми же (заводскими) красителями, но изменили заводскую технологию покрытия на применение сетки, имитирующей заводскую технологию. Мы также провели неполную реставрацию корпуса, изменив технологию, хотя все типы покрытия мы применили те самые, которые были в тот временной период. Или, мы восстановили до рабочего состояния «6Н1» с заменой электролитических конденсаторов на современные. Что мы сделали? Ремонт. Мы можем заменить лакокрасочное покрытие РПУ «БЧ» абсолютно идентичным лакокрасочным покрытием и применением технологии окунания, имеющей место быть в тот период. Что мы сделали? Глубокую реставрацию корпуса. Или мы заменили в «СВД» конденсатор настройки на другой, но из другого «СВД» того же периода выпуска. Что мы сделали? Завершённую реставрацию! А вот как классифицировать, например, следующие работы? Мы отшлифовали и отполировали корпус РПУ «Фестиваль» до сияющего, сказочно мерцающего блеска сошедшего с заводского конвейера изделия. До состояния «Ах!». Мы уменьшили подлинную толщину покрытия, но при этом не тронули подслои или декоративный шпон. Что мы сделали? Ремонт! Любителям приятнее назвать это термином восстановление. Пожалуйста, называйте, ибо здесь нет концептуальных терминологических противоречий. Зачем мы занимаемся терминологической реставрационной лингвистикой и семантикой? Для профессионального (научного) подхода. Он немыслим без базовых и классификационных категорий. И ещё потому что, общаясь между собой, мы обязаны ясно и безальтернативно понимать друг друга. О чём мы говорим. Пример – болтовня об изобретении Радио. Политическая вне, а внутри интернета просто трёпология без определения первичной базовой основы – что это такое, Радио? Для этого и существуют базовые критерии. Не просто абстрактно сочинённые, а имеющие строгую методологическую основу. Без этого всё остальное есть любительщина. Имеющая место, кстати, быть! И она имеет полное право быть в любых вариантах и ипостасях. За исключением одного. Она не имеет никаких прав на профессионализм. Следовательно, она имеет право на ремонт, но никак не на реставрацию. «ОК!», домашние ребятки радиолюбители? Моральный кодекс научного и музейного реставратора. Он содержит, в отличие от библейского и коммунистического, только два положения. 1. Non nocere! (лат.) Не навреди! Разъяснений здесь не требуется. Проще, не раскурочивай объект и не делай, не придумывай и не включай в объект того, чего первично не было. 2. Fixus tempore, localis, factum. (fix – лат. «твёрдый»). Зафиксируй время, место работ и их суть. Что сделано. Это два фундаментальных принципа, которые должны соблюдаться реставраторами профессионалами неукоснительно. По каждому реставрационному объекту. Как и в каком порядке, это имеет прикладное значение. Для любителя – запиши на бумажку и вклей её внутрь реставрационного или ремонтного объекта. Так делали даже в советских ремонтных более или менее приличных ателье. Так делали высокие радиолюбители, ныне ушедшие от нас, правда, только при вмешательстве в профессиональную технику. И не забудь обозначить себя, если ты не тварь дрожащая. Как и всё моральное, это Ваша личная культура! Детерминанта реставрации Важнейшим при проведении реставрационных работ является их планируемый объём и глубина вмешательства в реставрационный объект. Это одна из самых сложных, если не главная проблема любой реставрации. Причём всех реставраторов и любого профиля. Детерминирующим (причинным фактором) проведения реставрационных работ являются следующие. 1. Реставрация для научно-исторических целей с точки сохранения исторического наследия. 2. Реставрация для культурно образовательных целей – музейные и выставочные экспозиции. 3. Реставрация для коммерческого использования (аукционные, дилерские, подарочные и пр. реализационные моменты). 4. Реставрация эгоистическая. Для себя, любимого. С точки зрения эстетической и функциональной пользовательской потребности. Для реставратора профессионала первые два целеустанавливающих пункта являются основными. Третий вспомогательный. А четвёртого профессионалу не дано. Никаких методологических сложностей при назначении реставрационных работ по пп.2,3,4 нет. Здесь имеют право быть проводимы любые реставрационные вмешательства и в любом объёме. За исключением только тех случаев, если у аппарата или технического устройства есть сопровождающая легенда. Поясним на примере. Мы имеем в коллекционном фонде (собрании) какой-либо предмет, принадлежащий тому или другому историческому событию или дате. Например, во время поисковых работ по следам ВОВ вы откопали на бывшей переправе радиостанцию, которая была оставлена по тем или иным причинам на конкретном исторически месте. Каков здесь должен быть объём реставрационных работ? Он обязан быть только консервационного порядка. А именно, здесь необходима исключительно чистка. Всё остальное вмешательство есть преступление перед Историей. И Законами РФ, в частности УК РФ по охране памятников истории и культуры (ст.243). Ибо здесь конкретно найден аппарат, историко-техническая значимость которого по сравнению с историко-событийной ничтожна. Есть его техническое описание, и сохранились его аналоги, которые позволяют восполнить его историко-техническую нишу. Вторая особенность, обусловленная легендой. Аппарат принадлежал известному историческому лицу. И.В.Сталину конкретно. Имеем ли мы право доводить его до «идеального» состояния? Нет, такого права нам никто не давал. К нему прикасались руки великого деятеля Истории. Мы можем (и обязаны) анализировать те или иные артефакты аппарата на предмет, оставлены ли они И.В.Сталиным, или появились не от него и в более позднее время. И мы имеем право ,осуществлять, наши реставрационные вмешательства тогда и только тогда, когда у нас есть объективная фактологическая основа того, что артефакт не имеет никакого отношения к историческому владельцу. Приведённые примеры здесь однозначны с точки принятия решения о реставрации. Остальное - на усмотрение конкретного реставратора или восстановителя. К примеру, ремонтировать ли откидную крышку радиолы, если сам реставратор её повредил во время сексуального вмешательства в девичью честь в прошлую историческую дату? Здесь реставрационное решение принять просто. По этому и другим аналогичным легендарным случаям. А именно. Что является большей ценностью для владельца, историческая или техническая составляющая? Если девица, ставшая женщиной, оставьте повреждения. Если техника, обязательно исправьте! И некоторое целевое (чаще экспозиционное) обстоятельство. Когда вы сохраняете техническое устройство не как его самоё, и не историческим свидетельством, а например, собранием предметов битых, ошпаренных, некомплектных, раскуроченных и пр., раскрывающих бытовое антикультурное и вандальное поведение собственного народа или своё личное радиолюбительское творчество. Здесь реставрация, понятно, также неуместна.

Ответов - 0



полная версия страницы